www.Itogi.ru / Архив / N. 11 / ИСКУССТВО / Тема текущего номера: "Сергей Безруков"
No. 11 (301)

8 ноября 2005

 
   

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДНЕВНИК / ФЕСТИВАЛЬ

Новая старая сказка

Анна Иванова


"Золушка". Мариинский театр



(Фото: ИНТЕРПРЕСС)

В Петербурге завершился Второй международный фестиваль балета "Мариинский". Фестиваль имеет недолгую историю, но уже успел стать одним из главных балетных событий года в России. На него съезжаются звезды, балетоманы и критики со всего мира.

В последние десятилетия международный театральный рынок наводнен различными конгрессами, конкурсами и фестивалями. Балет в нем представлен обширно, и увидеть качественное действо на пуантах теперь можно, не выезжая за пределы какой-нибудь американской или европейской деревушки. Однако до сих пор балетный мир не имеет своего аналога Авиньона, Эдинбурга или Зальцбурга - регулярного фестиваля с четко сформулированной стратегией и программой. На протяжении двух с половиной десятилетий единственным исключением из правила были, пожалуй, только прославленные Hamburger Ballet Tage, Гамбургские балетные дни, - авторский фестиваль одного из самых авторитетных современных хореографов Джона Ноймайера.

У Мариинского театра нет Джона Ноймайера, зато в России есть Алексей Ратманский, убедительный пример того, что в нашем отечестве есть человек, способный стать хореографом нынешнего поколения. Премьера балета "Золушка" Сергея Прокофьева стала одним из событий фестиваля.

Имя 33-летнего Алексея Ратманского на слуху в балетном мире уже десять лет: выпускник Московского хореографического училища, ученик знаменитого профессора Петра Пестова сначала стал известен как блестящий танцовщик. Несколько лет назад Ратманский начал карьеру хореографа. Одноактные балеты "Прелести маньеризма" и "Сны о Японии", созданные для Нины Ананиашвили, сразу же превратили его в самого востребованного отечественного хореографа: для Большого театра он поставил "Каприччио" на музыку Стравинского, для Мариинского - вечер одноактных спектаклей на музыку Стравинского, Скрябина и Юрия Ханона.

На прошедшем фестивале Алексей Ратманский представил свою версию прокофьевской "Золушки" - самого популярного балета ХХ века, который по количеству постановок соперничает с "Лебединым озером" и "Щелкунчиком". Те, кто ждал от спектакля иллюстрации роскошной сказки Шарля Перро, были жестоко разочарованы. Алексей Ратманский вместе с Ильей Уткиным - знаменитым архитектором-"бумажником", автором сценографии, изъял "Золушку" из дворцовых покоев. Вместо пышных аркад и арок, сопровождавших любую версию спектакля, - две конструкции по бокам и огромный металлический круг над сценой, который то разворачивается бальной люстрой, то отсчитывает последние бальные секунды Золушки в качестве часов. Вместо очаровательной балетной куклы с метлой в руках - современная девочка с растрепанными волосами, к которой является не сказочная фея, а нищенка, выуживающая хрустальные туфли из грязной хозяйственной сумки.

Но "Золушка" Ратманского - сказка не о современности, не о принцессах на бобах и не о моделях платьев, в которых являются они на бал, а о вечности, о всесильном времени, которое одинаково торопит золушек и принцев и в сказочные времена, и в современной реальности, и о том, как сложно им не разминуться, пробегая по параллельным лестницам.

Ратманский стал первым из отечественных хореографов, кто отказался в "Золушке" от тяжеловесной, изжившей себя конструкции спектакля XIX века. "Золушка" Ратманского вызвала нервный шок у тех, кто жил воспоминаниями полувековой давности о волшебном послевоенном спектакле Константина Сергеева, но оказалась утверждением нового дня русского балета.

<<< Предыдущая заметка  Оглавление  Следующая заметка >>>

 
Свежий номер

  • Константин Корищенко

  • Далай-лама

  • Канн повторяется

  • Сельянов-продакшн

  • Кухня дефиле

  • Айсберги

  • Аркадий Евстафьев
  • "ИТОГИ"  В  СЕТИ
    ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА
    СВЕЖИЙ НОМЕР
    АРХИВ
    ФОРУМЫ
    ПОДПИСКА
    ДЕНЬ  ЗА  ДНЕМ
    ТЕЛЕГРАФ
    МЕЖДОМЕТИЯ
    РАЗГОВОРЫ ЗАПРОСТО
    ТЕ, КОТОРЫЕ
    SAVE AS...
    СПОРТ
    ИГРЫ
    АФИША
    ФИЛЬМЫ
    КНИГИ
    ДНЕВНИК ИСКУССТВ
    РЕКОМЕНДУЕМ

    TopList

    АРХИВ | ФОРУМЫ | ИЗДАТЕЛЬСТВО | РЕКЛАМА | РАСПРОСТРАНЕНИЕ | ПОДПИСКА
      Copyright © Журнал "Итоги"
    E-mail:
    Редакция не имеет возможности вступать в переписку, а также рецензировать и возвращать не заказанные ею рукописи и иллюстрации. Редакция не несет ответственности за содержание рекламных материалов. При перепечатке материалов и использовании их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, ссылка на "Итоги" обязательна.