АРХИТЕКТУРА В ОЖИДАНИИ АПОКАЛИПСИСА

На вопрос, что такое архитектура, каждый архитектор даст свой ответ. Однако не только личность автора, но и сама атмосфера времени формирует творческое направление архитектуры. Мы стоим на пороге тысячелетия. Пришло время остановиться, посмотреть назад и задуматься. Прошло 2000 ЛЕТ от Рождества Христова. Впервые за 100 лет библейская тема становится одной из главных тем дня. В кино делаются римэйки из библии. Кругом чудовища, взрывы и катаклизмы. Собираются симпозиумы, посвященные экологическим катастрофам; с необычайной помпой «захораниваются» КАПСУЛЫ, несущие в себе свидетельства достижений цивилизации. Современная международная культура пышно празднует конец века, празднует, как в последний раз. В воздухе витает апокалиптическое настроение, которое предвещает захватывающее зрелище - конец света. А ведь прошло всего сто лет с момента зарождения НОВОГО ИСКУССТВА. Тогда первые русские революционеры начинали строить ГОРОД СЧАСТЬЯ. Это были герои-романтики, которые думали о свободе и благоденствии для будущих поколений. Вся идеология, все формы СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА появились именно тогда и заключались в «обожествлении» человеческого разума, в осуществлении революции духа, в дематериализации пространства, в уходе от реальности быта. Всё было продумано и красиво нарисовано. Достижение цели оправдывало все средства. Опыт начался с планомерного уничтожения культурного наследия и искоренения религии. Всё кончилось кровью и руинами. Современная международная культура отличается крайним разнообразием, но идеология ее осталось прежней и в корне не изменилась. Прямая агрессия против религии и культуры сменилась равнодушием, беспокойство о будущих поколениях кануло в лету, все живут сегодняшним днём. Формула успеха определяется его зрелищностью. Поэтому человек подвергается научному исследованию наподобие «собаки Павлова» - степень и форма воздействия рассчитана на его животные реакции: волнение, испуг, страх, половое влечение, удивление. Удивлять нужно каждый раз чем-то новым, сверхъестественным, выдавая давно забытое старое за новое, гипертрофируя старые идеи, искажая их смысл. Так создаётся продукт современного искусства. «Новое», «новое» и ещё раз «новое и молодое» – вот лозунг современного мира. Страх и ужас вызывает стена старого дома или лицо пожилого человека. Всё должно сверкать, светиться радужными красками молодости. Незабываемо то чувство эйфории, которое мы испытываем в юношеском возрасте. В архитектурной школе мне казалось, что весь мир можно слепить собственными руками, что архитектор – это полубог, режиссёр пространства и человеческих душ, что можно всё исправить и изменить к лучшему. Но это чувство проходит только с возрастом. Однако творческое кредо современного архитектора опять связано со сломом стереотипа мышления, который начали крушить еще в начале века. В результате сегодня нарушены пропорции в соотношении красоты и уродства, добра и зла, лжи и правды, реальности и фантазии. Общество всё дальше уходит от реальности. Уже никто не сомневается в том, что новые информационные технологии - панацея для понимания и объединения народов, что генная инженерия сулит бессмертие человеку. В информационном мире - обилие слов и цифр, в виртуальности киночувств всё сложнее отличить правду от лжи, найти подлинник Кризис современной культуры заключается в её поверхностном отношении к искусству, в творческом бессилии бесконечных римэйков, коллажей и копий шедевров прошлого. Подлинные произведения искусства и архитектуры, как и сама реальность, ценны тем, что в них живет душа их создателя, с которой нельзя сделать копию. Кризис культуры состоит и в уходе от реальности в воображаемое пространство, где царит вечный праздник и кажется, что нет тлена и смерти. Но парадокс в том, что виртуальный дизайн, занимая место архитектуры, создает лишь чувственные формы, мимолётные и тленные. Архитектура – это понятие вечное, неизменное. У древних классиков архитектура связывалась с понятием пропорции. Однако это касалось не только соотношения архитектурных элементов. Подразумевался некий универсальный закон: идеальное сочетание масс, гармония человека и природы, реальности и фантазии, Бога и человека, где Бог - творец, а человек его творение. Упоминание о вечной архитектуре есть в Евангелии: «Я разрушу храм сей рукотворный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворный.», – говорил Иисус Христос. Нерукотворный храм христианской церкви был построен. Он несет в себе вечные истины и заповеди, которые в полной мере относятся как к человеку, так и к архитектуре. В законе творения, рождение и тлен суть его составные части, и то и другое божественно и прекрасно. В воображаемом мире всегда хорошо, но реальность дана нам от Бога, и поэтому, какой бы ужасной она не была - она прекрасна. Реальность – есть Бог. Сказано: «не умы нужно открывать, а открывать сердца». Сама история доказывает, что в архитектуре, созданной «от ума», с самого начала содержится саморазрушительная сила. Так, многие постройки конструктивистов выглядят сейчас жалкими сараями, а сталинский ампир –смешным памятником тоталитаризму. Сами развалились и хрущёвские пятиэтажки. Новые имена и новые идеи сменяют друг друга, а «гениальные проекты» устаревают ещё во время их осуществления. Строительство и разрушение стали синонимами. Разрушается история, среда, исчезает то, что, казалось бы, на века построено нашими предками, а наши дети сломают то, что построено нами. Видимо, в предчувствии этого, многие революционные идеи сводятся к мысли о том, что архитектура вообще не нужна. Для человека достаточно комфортного ящика со зрелищами, виртуального информационного пространства, в котором открыт весь мир. Но этот мир дан не от Бога. И в этом - реальность саморазрушения и смерти. Сегодня монастырям и обителям, так же как и памятникам архитектуры, отведено особое место в современной жизни – их показывают туристам в качестве достопримечательностей, как часть истории и самобытности народа. В тоже время, древний опыт монашества учит, что мудрость состоит в повторении. Из поколения в поколение воспитываются послушники, сохраняются все те же обряды и праздники, читаются те же молитвы. В повторении сохраняется память и преемственность поколений. Что было то и есть, время есть и его нет, оно мгновенно и бесконечно. Всё повторяется и есть место творчеству, которое состоит не в революционном развитии а в познании реальности во всём богатстве многообразия форм. На современного архитектора возложена большая ответственность. Он должен знать, как сберечь живую природу в ее первозданном виде, как сохранить подлинники культуры и искусства, чтобы они служили примером для будущих поколений. И создавать собственные произведения в соответствии с вечными заповедями архитектуры. В этом и заключается этика архитектора, живущего в эпоху ожидания апокалипсиса.

 

Илья Уткин

 

"Капсула времени", конкурс издательского комплекса "Таймс", 1999г.