"НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ АРХИТЕКТУРА" 2001Г.

"Архитектурный вестник" № 3 (60) 2001


 

 

от редакции


Выставка работ Ильи Уткина - вновь "одинокое соло" в теперь уже "открытом обществе"?

Любопытно, что сразу вслед за отгремевшим Фестивалем - как бы замаливая профессиональные грехи - в «Доме на Брестской» в том же зале на третьем этаже открылась выставка «Несовременная архитектура Ильи Уткина. Выставка проектов-концепций. 1995-2001», основу которой составляли именно градостроительные разработки - проекты бизнес-центра в Сыромятниках (1995 г., совместно с С.Шестопаловым), жилого поселка «Затерянный рай» в Жуковке (2000 г.), паркового и жилого комплекса «Монплезир» в Серебряном бору (2000 г.) и др. Впрочем, даже объемные работы - будь то проект ресторана «Манилоф» в Хамовниках (1998 г., совместно с Е.Монаховым) или проект многоэтажного дома «Дворец» на улице Огородная слобода (2000 г., совместно с С.Киселевым, М.Чирковым) - у И.Уткина превращаются в листы-размышления, архитектурно-философские притчи о путях и возможностях развития данного места, территории, города и городского сообщества в целом. История и современность образуют в них живую нерасторжимую связь, проявляющуюся как непосредственно, так и предполагающую наличие у зрителя известного общекультурного опыта и мобилизацию интеллектуальных усилий для ее восприятия и осознания. «Несовременность» этой архитектуры заключается не только в ее стилистической нелояльности по отношению к тому, что сегодня в чести в архитектурном и.околоархитектурном бомонде, но и в ее, можно сказать, программной «нерыночности», неходкости как товара, хотя и выставляемого на продажу, но без особых иллюзий относительно его коммерческого потенциала. Понятно, подавляющее большинство экспонируемых объектов не реализовано - исключение составляют строящийся загородный дом на Николиной горе (2000 г., совместно с Д. Николаевой), представленный, кстати, и в рамках прошедшего Фестиваля, да недавно начатый строительством жилой дом в Левшинском переулке (2000 г., совместно с С.Киселевым, М.Чирковым); надо сказать, кпд вполне заурядный для архитектора-неинтерьерщика. «Бумажная архитектура» - в отечественных условиях, похоже, неумирающий жанр, произрастающий на почве извечного российского неблагополучия: в 1970-1980-е гг. это был разогнавшийся и подмявший под себя все и вся каток сгройкомплекса, сегодня - социокультурная и экономическая ущербность благоприобретенной социальной действительности. Просто у И.Уткина этот рок, довлеющий над профессией, предстает со всей отчетливостью: представленные на выставке собственно «бумажные» штудии - те же листы из мастер-класса Междуна родной зимней школы МАрхИ «Архитектура хаоса» (1995 г., совместное Н.Душкиной) - и «серьезная» проектная документация, за которой, казалось бы, стоит реальный заказ, образуют единый художественно-смысловой ряд, воспринимаются неотрывно друг от друга - демаркационная линия просто не улавливается глазом. Пышащая отменным здоровьем, молодцевато поигрывающая мускулами, респектабельно упакованная и маркетологически грамотно преподнесенная профессионально-общественная акция и «одинокое соло» - камерное, интравертно ориентированное (что сказалось даже в размещении экспозиции - внутри выгороженного в центре зала круглого пространства), пронизанное меланхолическими интонациями опе man show - достоверный слепок исторически сложившейся внутрипроо-фессиональной диспозиции в теперь уже «открытом обществе».
Надежды на нормализацию ситуации остаются и связаны прежде всего с общесоциальным исцелением, однако, к сожалению, они носят весьма долгосрочный -и чем дальше, тем дольше - характер...

 

Журнал "Архитектурный вестник" № 3 (60) 2001