Илья Уткин. ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ РАЙОНА СЫРОМЯТНИКИ, (совместно с Шестопаловым С.), 1994-1996гг.

 
объект

Район Сыромятники


архитекторы

 


проектирование

1994-1996 гг.


местоположение
 

 

Илья Уткин. ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ РАЙОНА СЫРОМЯТНИКИ, (совместно с Шестопаловым С.), 1994-1996гг. Разрез

Илья Уткин. ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ РАЙОНА СЫРОМЯТНИКИ, (совместно с Шестопаловым С.), 1994-1996гг. Разрез Илья Уткин. ПРОЕКТ РЕКОНСТРУКЦИИ РАЙОНА СЫРОМЯТНИКИ, (совместно с Шестопаловым С.), 1994-1996гг. Развертка

 

Современное состояние квартала (в настоящее время разделенное между несколькими пользователями) отличается сложной нарезкой владений и значительной степенью деградации, связанной с износом капитального фонда – некоторые строения находятся в аварийном состоянии. В настоящее время в реконструкции не нуждается только одно здание (стр.25-26). Большая часть зданий и сооружений на участке используется под промышленные и складские цели. В нескольких строениях размещаются небольшие конторы (стр. 1, 12, 25-26). Крупное строение-2 отселено и нуждается в капитальном ремонте. Главное здание – дом Гусева (стр. 27) используется под производственные цели. Общая площадь строений квартала составляет 7400 кв. м. Большое количество различных пристроек, надстроек, сараев, гаражей и т. п., выполненных из различных материалов в послереволюционный период, разрушает сложившийся ансамбль, лишает его структуры и зонирования, В настоящее время территория квартала почти полностью лишена зеленых насаждений, открытые пространства завалены мусором, заставлены автомашинами. Системы благоустройства отсутствуют. Уникальная особенность реконструируемого квартала состоит в том, что, находясь в центре города, в исторической застройке, за 150 лет он практически не потерял своего лица, не претерпел различных изменений, замкнутый со всех сторон, отрезанный от шума московских улиц. В общей руинизации пространства, в завалах мусора можно разглядеть кирпичные фасады, арки, карнизы – фабричную архитектуру начала века. Создается романтическое настроение. Сохранение этого настроения, усиление контраста между внешним и внутренним миром, стало главной образной задачей проекта. Проект выполнен в духе «фабричного романтизма» начала века. Идея проста – практически ничего не меняя, мы вводим несколько новых архитектурных объемов, завершая при этом общую композицию. Новая архитектура: «дом-башня», «стена-акведук», «труба» и т. п. – не подделка под старое, это новая архитектура, обладающая самоценностью. В контексте исторических наслоений, красивых случайностей, игры масштабов - все вместе составляет единое целое, законченный архитектурный ансамбль. Вместе с тем, это не только «романтический уголок»,- весь комплекс имеет современную структуру и четкую функциональную взаимосвязь всех частей. Весь комплекс раскрывается в местах разрыва линии застройки с двух точек – входах во внутреннее пространство квартала – южной и восточной. И с той и с другой точки центром композиции является «Дом Гусева», исторически значимое здание, также являющееся резиденцией президента АО «Мастер». На одной оси с «Домом Гусева» находится «Стилобат» – полуподземный вестибюль, своеобразный функциональный центр комплекса. «Стена-акведук» отделяет квартал от железной дороги, композиционно объединяет разрозненно существующие строения. «Дом-башня и «Ворота» акцентируют въезды и выезды из комплекса. И завершает композицию «Круглый дом», который своим объемом заполняет пустое, «гуляющее» пространство внутри квартала и силуэтно завершает композицию ансамбля снаружи. Полуподземное сооружение «стилобат», помимо своей транспортной функции (въезд и выезд на подземную автостоянку, загрузка складских и подсобных помещений) – основной вестибюль всего комплекса, расположенный на уровне цокольного этажа «Дома Гусева». Из него мы можем попасть практически во все здания комплекса. Вертикальное и горизонтальное зонирование позволяет автономно функционировать как старым, так и новым зданиям. Уважительное отношение новой архитектуры к исторически сложившейся старой, их композиционный разговор, четки функциональные разграничения и возможности изменения функций – вот, по мнению авторов, те слагаемые, из которых складывается гармония современного города. Основываясь на историко-архитектурных исследованиях, анализе существующего положения и состояния застройки, а также общей структуре района Сыромятников, можно сформулировать следующую программу реконструкции квартала № 1125:

-Реабилитация исторически сложившейся объемно-планировочной структуры квартала, предусматривающая реставрацию памятника архитектуры, реконструкцию элементов застройки, сохранение градостроительных параметров.

-Восстановление ансамбля городской усадьбы, реконструкцию зонирования квартала с введением новых объемно- планировочных элементов на месте утраченных.

-Полная функциональная переориентация территории квартала. Основываясь на программе АО «Мастер», предполагается строительство общественно-делового и культурного центра, предназначенного для заказчика, но с возможностью использования различных площадей в общегородских целях.

Сочетание и взаимосвязь этих, казалось бы, противоположных задач дает возможность создать сложную, современную, многофункциональную структуру на основе сложившейся градостроительной ситуации. Создается современный репрезентативный образ, отражающий притязания заказчика.